Замок в Бялой Подляске

Замок на фотографии 1863 года.

 

Несколько недель назад знакомый художник из Бялой Подляски (Польша) прислал на мое имя пакет. В нем оказались его рисунки и наброски пейзажей старинного радзивилловского местечка. Хочу напомнить, что во времена Сиротки бяльского замка не существовало. А все потому что, князь Александр Людвик Радзивилл, сын Сиротки был самым младшим из его сыновей, а ведь все земли несвижской ординации по завещаию наследовали сыновья по старшинству, а до Александра Людвика княжеством распоряжался его брат Януш Ежи (1588-1625), а затем она перешло Альбрехту Владиславу (1589-1636), а после очередь была за Жигимонтом Каролем (1591-1642). Поэтому Александр Людвик, не особо надеясь на несвижскую ординацию и, вероятно,  чувствовав себя несколько тесновато в родовом замке отца, решил в 1622 году строить собственную резиденцию, выбрав для этого живописную Бялу. Это потом, через много лет, младший брат станет все же несвижским ординатом и хозяином отцовского замка, но для этого  ему придется долго и упорно вести переговоры со старшим Жигимонтом Каролем, чтобы тот уступил ему официально свое первородство. Нет, Александр Людвик вовсе не был нетерпеливым или алчным человеком, как раз наоборот-добродушным толстяком, любившим хорошо поесть и коллекционировать произведения искусства в своем замке, не было у него ни политических ни военных амбиций. А дело было в том, что Жигимонт Кароль избрал своим путем благородную судьбу рыцаря Мальтийского ордена и стал командором его  отделения в Беларуси, а точнее, в Столовичах. А по закону ордена, его рыцарь не мог обладать своей собственностью--отныне любое его имущество должно было принадлежать ордену.

Не могли Радзивиллы допустить, чтобы львиная доля их поколениями нажитых богатств ушла из семьи...Но это уже другая история, о которой надо обязательно написать отдельно. Мы же вернемся к пакету из Бялой.  Кроме рисунков этого художника  там обнаружился небольшой

путеводитель-комикс с его рисунками по городу. Вот решил я его перевести, приложив рисунки и фотографии. Думаю Вам будет тоже интересно пройтись по улочкам этого тихого старинного городка. Все фото кликабельны. Итак, начинаем:

 

ПРОГУЛКА ПО БЯЛОЙ ПОДЛЯСКЕ

 

 

КОРДЕГАРДИЯ. Здание, возведенное в 1925 году как так называемая кордегардия или домик сторожа. До 1939 года здесь размещался магазин местных товаров, после войны--молочный магазин, а через несколько лет --DESA (что-то вроде социально-экономического отдела города). В настоящее время здание занимает "Галерея Подляска", представляющая искусство сообщества (города).

 

 

ЗАМОК. Проектирование резиденции Радзивиллов в Бялой году князь Александр Людвик поручил люблинскому архитектору Павлу Негро. Было выбрано место вблизи розлива реки Кшны. строительство фортификаций и остальных объектов продолжали следующие поколения Радзивиллов. Дворцовый комплекс, окруженный с трех сторон широким рвом и земляными валами, спроектированными по староголландской системе архитектором Анджеем Езерницким ок.1689 г. 1.Въездные ворота 2.Въездная башня 3.флигель сев.-вост. 4.флигель сев.-зап. 5.флигель западный 6.башенка юго-западная 7.дворец 8.башенка юго-восточная 9.часовня 10.огород (иногда вместе с плодовым садом) 11.фонтан 12.прачечная 13.конюшня 14.каретная 15.казармы 16.мост 17.башня 18.библиотека 19.кузница 20.ограда 21.театр 22.казарменные ворота 23.двор

 

 

БРАМА (ворота) В замок въезжали через мост и прекрасную, позднеренессансную браму. Это самый интересный элемент всего замкового комплекса. Своим видом и формой брама напоминает римскую триумфальную арку и была задумана для прославления рода Радзивиллов. Один из барельефов представляет князя князя Кароля Станислава в образе римского воина, другой--его жену Анну из Сангушек, как римскую богиню войны. Строительство брамы было начато в 1720 году.

 

 

БАШНЯ 1.Брама 2.туннель (т.н. шея:) 3.башня Нижняя часть башни построена начале 17 ст., вместе с дворцом. Позднее были достроены и более высокие этажи. Оттуда дозорный осматривал ближайшие окрестности. Башня, как самая высокая точка всего комплекса свидетельствовала о богатстве и влиятельности владельцев замка. Под куполом башни находились два колокола, выполняющие функцию часов--один отмерял время по четвертям, другой-по часу. На то время это были единственные часы в городе. При правлении Анны из Сангушек Радзивилл башня была соединена с новопостроенной брамой длинным широким туннелем--единственным подобным архитектурным решением того времени в (королевстве:) Польше. Через браму, темный туннель и башню выезжали прямиком на светлый, просторный и мощеный замковый двор (детинец).  Сейчас в перестроенной башне находится окружной музей.

 

Брама сегодня. Рис. М. Скалимовского

 

Замок. Дворец.

 

ДВОРЕЦ Строительство дворца начато в 1622 году по приказу князя Александра Людвика. Архитектор Павел Негро в своем проекте опирался на главную резиденцию Радзивиллов в Несвиже. Дворец в Бялой однако отличался большими соединительными объемами и не имел внутреннего двора (им.ввиду первоначально:) . Четыре угловые бастиона и система аркад в продолжении главного фасада придавали строению типичных характер для раннего барокко. Вероятно, это было наибольшее достижение дворцовой архитектуры времен династии Вазов. После упадка Радзивиллов и Речи Посполитой дворец постепенно пришел в запустение и так до 1883 г., когда были окончательно разрушены его остатки. Остались лишь старые изображения, гравюры и фотографии, описания современников. Наиболее репрезентационным помещением был т.н. Рыцарский зал на 2 этаже с замечательными круглыми сводами, декорированными стукковой лепниной, с портретами, каминами, и мраморными полами. Под Рыцарским залом, на 1 этаже находился Зеркальный зал со стенами и полом, выложенными зеркалами. Над украшением дворцовых интерьеров работали многочисленные ремесленники и мастера, нередко приезжающие из-за границы. Картины, резьба, дорогие ткани, столовые сервизы, мебель, богатое книжное собрание свидетельствовали о богатстве властителей.

 

 

ФЛИГЕЛЬ северо-восточный Оба флигеля изначально были одноэтажными постройками с открытыми галереями со стороны двора, с крестово-купольными сводами, возведенными в конце 17 века по проекту А. Езерницкого. В начале 20 века в этом флигеле надстроен 2 уровень и мансарда, изменив первоначальный вид постройки на необарочный. Особенно красив портик с южной стороны. Перед 1939 годом в этом здании размещалось бяльское староство (органы местной власти), после 2 мировой войны-Местный совет и воеводское правление. Сейчас-- публичная библиотека воеводства. В юго-западном флигеле помещается музыкальная школа. ЧАСОВНЯ В часовне концентрировалась религиозная жизнь обитателей замка. Построенная во второй четверти 17 столетия она сохранилась в почти неизменном состоянии до нашего времени. Не хватает лишь деревянного украшения и алтаря внутри. БАШЕНКА юго-восточная Внутри сохранились сграфиттовые росписи с черными радзивилловскими орлами. ФЛИГЕЛЬ западный Одноэтажное здание построенное в конце 17 столетия был приспособлен под жилье для прислуги, гостевые комнаты и вероятно ремесленые мастерские для замковых работ.

 

 

КОСТЕЛ СВ. АННЫ. В начале 15 века на этом месте был построен деревянный костел П.Марии и св. Ядвиги, в 1525 году он перешел в ранг фарного костела. В период реформации святыня перешла к арианам (протестанское крыло), которые в 1572 г. построили тут свой сбор. Вместе с возвращением Радзивиллов в лоно католичества сбор в 1596 году был снова передан католикам. Арианский храм был перестроен и приобрел нынешние формы. Внутри сохранились алтарь 1 пол. 18 столетия, а также амвон конца 18 века. Богатый барочный декор содержат и обе часовни. Поблизости костела высится звонница пол.18 века и старая плебания (дом священника) ок. 1750 г. В 1625 году княгиня Теофилия (жена Людвика Александра) заложила часовню Богоматери Ружанцовой. Вторая часовня св. Яна построена в 30 гг. по инициативе князя Кароля Станислава и его жены Анны из Сангушек. Костел много раз ремонтировался и перестраивался. Современную постройку можно охарактеризовать как необарочную.

 

Костел св. Анны на рисунке М. Скалимовского

 

 

Владельцы Бялой

 

Князья Миколай Кшиштоф Сиротка, Александр Людвик, Михал Казимир, Анна из Сангушек, Героним Флориан, Михал Казимир Рыбонька, Кароль Станислав Пане Коханку, Доминик Героним Радзивиллы.  (куда-то делся Кароль Станислав Юстус :(

 

Вид Бяльской академии на рис. М. Скалимовского

 

Академия Бяльская

 По инициативе ксендза Кшиштофа Вильского, бяльского пастыря при помощи Александа Людвика Радзивилла в 1628 г. основана Академия Бяльская как филиал Краковского Университета. Здесь штудировали науки сыны местной шляхты, магнатов и крепостных. Обязательным был вступительный экзамен, учеба длилась 2-3 года. Школа помещалась в одноэтажном строении больницы, которое постепенны было перестроено. В 19 столетии перестроен главный фасад здания, придавший ему черты классицизма. Наиболее известным выпускником школы был Юзеф Игнатий Крашевский (кстати, самый плодовитый писатель, занесенный в книгу рекордов Гиннеса).

 

 

РЫНОК

Центральная площадь города--рынок оформился во времена князя Людвика Александра Радзивилла. Здесь пересекались пути и покупались строения. Раньше здесь происходили ярмарки на несколько дней, потом установилась традиция торгов по четвергам. Лишь в 19 столетии поверхность рыночной площади была замощена брусчаткой. Этот рисунок, выполненный по старой фотографии представляет рынок ок. 1900 г. с правой стороны среди деревьев виднеется памятник с 2-главым орлом, что высится в честь царя Николая 2, разрушенный в 1915 году после захвата местечка россиянами. После 1918 года Рынок был переименован в Площадь Свободы. В 30-х гг. функция рынка была кардинально изменена: брусчатка была снята и разбит сквер по проекту проф. Г. Целко. В середине композиции построен фонтан, насыпано 4 щебневые аллейки, высажены новые деревья и кустарники, проведено освещение. Рынок стал теперь местом отдыха и дружеских встреч жителей города. В северной части площади находится место, свидетельствующее о жертвах гитлеровских репрессий во времена 2 мировой войны.

 

 

Основана Бяла Подляска была вероятно 14 столетии, это было связано с заселениями территорий, лежащих на польско-литовской границе. Расположена она была на перекрещении важных путей: из Лукова и Междуречья в Брест, а также из Кракова и Люблина в Яново, Гродно и Вильно. С 1594 года Бяла стала собственностью рода Радзивиллов и в течении всей своей истории была связана с судьбами своих владельцев. Первоначальный уклад жизни Бялой был типичным для средневекового городка: замок, расположенный в центре рынок, и расходящиеся от него улицы, соединяющиеся под прямым углом. Жители местечка занимались торговлей, ремеслом и земледелием. В инвентаре 1740 г. упоминаются следующие их профессии: гончар, резчик (столяр), переплетчик, колесник, золотник, кузнец, известничий, винодел, пирожник, банщик, шлифовальщик, бакалейщик, могильщик, цимбалист, кучер, буфетчик, сокольничий... в то время в городке было 208 домов христианских и 108 еврейских. В конце 16 ст. в Бялой насчитывалось около 1400 жителей, в 1702 г.,-ок.1600, в 1725--ок.1100, в 1808--ок. 2000, в 1869 г.,- ок.10000, в 1909 г.-18400, в 1921 г.,-- 13000, в 1938- 20743, в 1950-13300, в 1960--20000, в 1970--26500, в 1993--55600.

 

10

 

В старые времена умерших хоронили при храмах. Теперешнее кладбище католическое основано в 1805 году на развилке в сторону Янова. Самое старое надгробье относится к 1821 году. Кроме индивидуальных могил здесь находится множество братских могил исторического значения, как например посвященных воинам, павшим за отечество в 1920, 1939, 1940-1944. Здесь же, за кладбищенскими воротами находится часовня св.Роха, обозначенная на карте уже в 1777 году. К католическому кладбищу примыкает территория еврейского кладбища, уничтоженного гитлеровцами. Раньше киркут (евр.кладб.) находился далеко за городом, там, где сейчас находится кинотеатр "Меркурий". На территории "старого" госпиталя находятся остатки кладбища Сестер Милосердия--прекрасный металлический памятник семьи Домарадских.

Православное кладбище (вначале униатское) размещено вдоль улицы Теребельской. До 1993 года тут стояла деревянная церковь. Самые старые погребения восходят к 1876 г. В последнее время на том месте построена новая каменная святыня, заложенная Никифором Кузницким.

 

 

КОСТЕЛ РОЖДЕСТВА НАЙСВЯТЕЙШЕЙ ДЕВЫ МАРИИ.

Ул. Брестская. Строительство храма для униатского ордена Базилиан начала Анна из Сангушек Радзивилл в 1747 году. Строительство продолжил князь Михал Казимир Радзивилл (Рыбонька), который закончил ее в 1759 году, и одновременно положил в храме мощи св. Иософата Кунцевича. Костел полностью выдержан в стиле зрелого барокко, о чем свидетельствуют богато декорированный фасад и интерьер. Во времена российской оккупации костел был переделан в православную церковь. В 1875-1915 гг. костел функционировал как православная "соборная церковь". Луковичные купола сняты после 1919 года. Самой ценной иконой в интерьере костела является "Мучения св. Иософата" авт. Симмлер. Останки святого в время первой мировой войны австрийцы вывезли в Вену--оставшаяся единственная реликвия помещена в серебряный ковчежец в левом боковом нефе. Сейчас это католический костел Рождества Найсвятейшей Марии Панны. Храм возведен вероятно по проекту Павла Фонтанны относительно принятых в 1720 г. на замойском синоде концепций униатских архитектурных форм по латинской традиции.

 

 

 

Еще в 19 ст. большинство зданий в Бялой было деревянным. Несколько таких характерных 19-ст. строений осталось на улице Брестской. Заслуживает внимания одно из них, наиболее грандиозное под названием "Бельведер", притягательное своими пропорциями и прекрасной деревянной резьбой. А так выглядела ул. Брестская ок. 1916 года во время 1 мировой войны. Большинство магазинов в городке принадлежало евреям, которые на то время составляли более 50% населения.

 

 

КОСТЕЛ СВ. АНТОНИЯ.

Костел основал князь Михал Казимир Радзивилл в 1671 г. для ордена реформатов. Строительство, начатое в 1682 году, было окончено уже в 1688. Плоский, спокойный, узкий фасад типичен для стиля тогдашнего барокко. В 1874 году царские власти выгнали реформатов, заменив костел на православную церковь. После получения независимости в 1919 году, святыня возвращена католикам. Во время ремонта в 1945 году открыты ценные росписи на сводах пресбитериума. Башня костела во время российской оккупации была изменена на характерную для православной церкви. К костелу примыкало здание монастыря, в котором в период 1919-1993 функционировал лицей им. Е.Плятер.

 

 

ДОМ "ПОД ГЕНИЯМИ"

Ул.Нарутовича, 8 Здесь, при въезде со стороны Ломаз в конце 19 ст. Росинские построили жилой дом, считающийся самым красивым в городе. Выражением большого патриотизма было размещение на фронтоне бюстов великих польских (и белорусских конечно же:) поэтов А. Мицкевича и Ю. Словацкого. Рядом, за оградой, построен большой деревянный дом со столярной мастерской. Теперь, после многих лет лежания в руинах, каменица была старательно отремонтирована.

ДОМ КИЕВСКОГО ул. Нарутовича 19 Построен Киевским в конце 19 века, прекрасный каменный дом на первом этаже содержал: ресторан с бальным залом, зал для игры в карты, биллиардный зал и библиотеку. На втором этаже были жилые помещения. Доминирующим элементом здания была симпатичная башенка, богато украшенная эклектичными деталями. Здесь, перед войной, концентрировалась культурная жизнь городка. Характерные деревянные дома по улице Нарутовича.

 

 

УЛ. КОЛЕЙНАЯ (железнодорожная как бы:)

Улица Колейная на переломе 19-20 столетия была застроена красивыми деревянным домами с обширными огородами/садами позади. Эти мещанские дворики с мансардами, крыльцом (нет множ.числа:) и претенциозными украшениями из дерева напоминают давнюю Бялу--тихий, спокойный, провинциальный городишко.

ВОДОНАПОРНАЯ БАШНЯ

 построена в 20-х годах возле железнодорожного вокзала. Старое предместье Воля уже перед войной стало частью Бялой. Динамично развивалось благодаря государственной авиамастерской, на которой было задействовано ок. 1000 работников. Рядом с вокзалом строили свои особняки техники и инженеры, а за пределами (ул. Роботнича, Подлесна, Червинского) находился рабочий городок из деревянных домиков-Луски. Авиамастерская была уничтожена немцами в 1939 г.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ.

Небольшое одноэтажное здание железнодорожного вокзала было сожжено в 1915 году завоевавшими город россиянами. В 20-х гг., тогда уже независимой Польше было построено новое здание--одноэтажное, но с большой 2-х этажной мансардой. В 1920 году маршалок Ю. Пилсудский на перроне бяльского вокзала награждал боевыми наградами солдат 34 пехотного полка.

 

Замковый парк. Рис. М. Скалимовского

 

КОНЕЦ

 

Ниже можно посмотреть лучшие фотографии Бялой Подляски этой осенью (все фото кликабельны).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Radziwill.by выражает благодарность за присланные фотографии, рисунки и тексты художнику Мечиславу Скалимовскому и фотографу Ярошу Доманскому.

 

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ